Аналитическая справка по реализации муниципального проекта «Повышение качества образования школ с низкими образовательными результатами Пограничного муниципального округа» на 2020-2022 годы

Муниципальный проект «Повышение качества образования школ с низкими образовательными результатами Пограничного муниципального округа», утвержденный постановлением Администрации Пограничного муниципального округа от 06.10.2020 № 126, разработан с целью создания условий для повышения качества образования в школах Пограничного муниципального округа с низкими образовательными результатами, обеспечения равного доступа к получению качественного общего образования, учебной успешности каждого ребенка независимо от места жительства, социального статуса и материального положения семей обучающихся.

Для достижения этой цели были сформулированы главные задачи:
- разработка и внедрение эффективных систем управления качеством образования;
- развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогов школ с низкими образовательными результатами;
- распространение лучших практик повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты.
В период с сентября по декабрь 2020 года в соответствии с планом мероприятий по поддержке школ с низкими результатами обучения осуществлялась системная работа со школами, показывающими низкие образовательные результаты.
Первым этапом в реализации проекта стал анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР за последние три года. С целью изучения социальных условий проведено анкетирование среди родителей, так как недостаточно учитываются социальные и иные контекстные факторы, оказывающие воздействие на образовательные достижения обучающихся.
На втором этапе на основе информации, предоставленной общеобразовательными организациями, был проведен анализ содержания основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, в ходе которого сделаны выводы о содержании вариативной части учебного плана, содержания внеурочной деятельности, формах организации учебного процесса, подходы к формированию и оцениванию предметных результатов.
Проведено собеседование с каждым руководителем образовательной организации, включенной в список школ с низкими образовательными результатами, установлены причины низких результатов оценочных процедур.

Среди причин низких образовательных результатов обучающихся выявлены следующие:
– низкая познавательная активность и мотивация к обучению учащихся,
– профессиональные дефициты педагогов;
– низкая заинтересованность родителей в получении учащимися высоких образовательных результатов;
– неблагоприятные социальные условия функционирования ОО (низкий социально-экономический уровень семей; низкий образовательный уровень родителей; транспортная удаленность школы);
– недостаточное развитие внутренней системы оценки качества образования и внутришкольного мониторинга качества образования;
– несоответствие критериев внутренней оценки образовательных достижений обучающихся критериям оценок внешних оценочных процедур;
– профессиональное выгорание педагогов;
– недостаточная материально-техническая оснащенность ОО.

Затем был проведен анализ условий реализации образовательных программ: кадровых (укомплектованность школы педагогическими кадрами, доля учителей высшей и первой категории, доля учителей, прошедших повышение квалификации и др.); материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических, финансовых.
На основании выявленных в рамках анализа контекстных данных дефицитах и проблемных зонах конкретных образовательных организаций были разработаны программы перехода в эффективный режим функционирования, которые направлены на реализацию модели перевода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим работы, дорожные карты по повышению качества образования.
Целью программ является обновление образовательной среды школы, создание качественно новых условий, позволяющих обеспечить устойчивость качества образования, его конкурентоспособность. Для реализации программ в максимально полном объеме и получения устойчивых положительных результатов требуется пройти все этапы реализации программы. Однако, как видно из представленных школами аналитических отчетов о выполнении мероприятий программ, ряд уже предпринятых мер позволяет судить о положительной динамике.
С целью реализации комплекса мероприятий, направленных на создание условий перевода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования проведена комплексная диагностика профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций, по результатам которой разработаны индивидуальные карты профессионального развития и образовательные маршруты, направленные на преодоление профессиональных затруднений педагогов.
В соответствии с результатами проведенной диагностики были организованы курсовые мероприятия повышения квалификации педагогов и руководителей школ с низкими образовательными результатами.
В рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», с целью реализации комплекса мер и мероприятий, направленных на повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в период с 1 июля 2020 г. по 30 ноября 2020 г. 12 педагогов прошли обучение по программе повышения квалификации «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников, в том числе в области формирования функциональной грамотности обучающихся» на базе ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», в объеме 112 часов.
Управленческие команды образовательных организаций, демонстрирующих низкие образовательные результаты, прошли обучение в рамках реализации Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные механизмы управления как ключевое условие развитие образовательной организации».
Руководители образовательных организаций и их заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений прошли повышение квалификации для управленческих работников образовательных организаций по дополнительной профессиональной программе «Проектирование ООП в контексте стратегии развития образования с учетом ФГОС и концепции преподавания учебных предметов и предметных областей» на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Управленческие команды прошли обучение по программам повышения квалификации: «Управление качеством образования на основе данных оценочных процедур», «Работа школы с низкими образовательными результатами», «Управление образовательным процессом по результатам государственной итоговой аттестации».
В целом было обучено 100 % руководителей и заместителей образовательных организаций, более 50 % педагогов.
В целях эффективной организации и корректировки образовательного процесса общеобразовательных организаций Пограничного муниципального округа на уровне основного общего образования проведен анализ результатов Всероссийских проверочных работ 2020 года, разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа.

В каждой образовательной организации были проанализированы результаты ВПР в 5-9 классах по учебным предметам каждого обучающегося, класса, параллели, организации и внесены необходимые изменения в соответствующие разделы рабочей программы по конкретному учебному предмету, учебному курсу; в программу развития универсальных учебных действий в рамках образовательной программы основного общего образования; в Положение о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательной организации.

В настоящее время ведется подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Основные вопросы, рассматриваемые в рамках КПК: способы диагностики предметных результатов учащихся, эффективные педагогические технологии формирования высоких предметных результатов, проблемы учебной мотивации учащихся.