Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений устанавливаются Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).

С 03.12.2012 Закон N 273-ФЗ был дополнен ст. 13.3, устанавливающей обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Ввиду того что приведенная норма закона не конкретизирует организации по виду организационно-правовой формы, полагаем, что обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции распространяется на все юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы. Такой подход также подтверждается судебной практикой. Суды указывают на то, что организациям необходимо принимать весь комплекс необходимых мер по предотвращению коррупционных нарушений, включая сотрудничество с правоохранительными органами и контрагентами (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2019 N Ф01-6942/2018 по делу N А39-2694/2018).
С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее - Методические рекомендации).
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации (п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).
Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена. При этом ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона N 273-ФЗ; ст. ст. 19.28 и 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Действующее законодательство не предусматривает конкретного перечня документов, содержащих меры по предупреждению и противодействию коррупции.
При разработке локальных актов по противодействию коррупции следует руководствоваться Методическими рекомендациями, в которых также установлен примерный перечень конкретных мероприятий, рекомендуемых для включения в антикоррупционную политику организации. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависеть от конкретных потребностей и возможностей организации (п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).
В частности, в приведенном перечне содержатся мероприятия по разработке и внедрению положения о конфликте интересов, а также правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками.
Положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с работниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации (таблица 1 п. 1 разд. IV Методических рекомендаций).
Основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 ТК РФ. По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Соответственно, в трудовом договоре также возможно закрепить обязанность работника в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов. Указанную обязанность целесообразно закрепить в Положении о конфликте интересов.

Прокурор района младший советник юстиции Д.В. Егоров