Разъяснение требований законодательства о противодействии коррупции, предусматривающих обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции и результаты надзорной деятельности Приморской транспортной прокуратуры в сфере противодействия коррупции за истекший период 2019 года

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Закон), и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
Частью 1 ст. 13.3 Закона установлена обязанность всех организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в ч. 2 ст. 13.3 Закона.
Так, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Из смысла ч. 2 ст. 13.3 Закона следует, что организации при разработке и принятии мер по предупреждению коррупции не обязаны жестко следовать установленному перечню. Следовательно, организации вправе принимать иные меры по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 13.3 Закона и во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции») Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны и утверждены 08.11.2013 года Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Указанные методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер.
- разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
- разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
В истекшем периоде 2019 года Приморской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением организациями, расположенными в регионе деятельности Приморской транспортной прокуратуры, требований ст. 13.3 Закона выявлено 30 нарушений закона.
В нарушение ст. 13.3 Закона в 15 организациях не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в связи с чем Приморской транспортной прокуратурой руководителям данных организаций внесено 15 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, 16 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В истекшем периоде 2019 года Приморской транспортной прокуратурой выявлено всего 144 нарушения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых внесено 41 представление, по результатам рассмотрения 35 представлений, 50 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Возбуждено 16 дел об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ, по итогам рассмотрения 14 дел об административных правонарушениях 14 лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 740 тыс. рублей, остальные дела находятся на рассмотрении и возбуждено одно дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого одно лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 1 млн. рублей.
В суды направлено 5 исковых заявлений в указанной сфере, из них четыре исковых заявления об обязании работодателей направить уведомление о приеме на работу бывших государственных служащих, одно исковое заявление о расторжении трудового договора с бывшим государственным служащим, по результатам их рассмотрения одно исковое заявление удовлетворено, по четырем исковым заявлениям производство прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокурора.

Старший помощник Приморского транспортного прокурора О.И. Боженов