Какие направления защиты окружающей среды являются приоритетными
5 июня отмечаются два профессиональных праздника – российский День эколога и Всемирный день защиты окружающей среды. «Ведомости. Экология» решили выяснить, какие аспекты охраны природы сегодня наиболее актуальны для России и мира в целом.
Адаптация к изменениям климата беспокоит все страны мира. Научное сообщество четко говорит, что глобальная температура будет повышаться минимум до середины века. На площадке ООН конференции, посвященные реагированию на изменения климата, проводятся каждый год, рассказывают в Минприроды. Также в министерстве отмечают, что Россия – сторона Парижского соглашения. Президент Владимир Путин поставил задачу добиться углеродной нейтральности до 2060 г., и уже принята Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утверждена климатическая доктрина.
Глобальная повестка
В глобальной экологической повестке главный вопрос – как остановить или хотя бы замедлить процесс антропогенного изменения климата, полагает основатель и генеральный директор компании «Карбонлаб» Михаил Юлкин. По его словам, многие склонны считать эту проблему экзистенциальным вызовом для человечества. И стоит она очень остро: темпы изменений растут, каждое следующее десятилетие теплее предыдущего, последние 10 лет, с 2014 по 2023 г., были самыми жаркими за всю историю наблюдений, равно как и последний – 2023-й – год.
«Если даже посмотреть на последние события в России, когда сразу 40 регионов пострадали от паводка, – такого никогда не было. Равно как и такой волны жары, которая прокатилась по Юго-Восточной Азии, где температура была в районе 55 °С. То есть это не вопрос отдаленного будущего, катастрофические последствия видны уже сейчас», – добавляет эксперт.
«Очевидно, что на первый план выходит климатическая повестка. Результатом изменения климата стали различные природные катаклизмы, значительные наводнения, засухи. Нам необходимо объединяться не только для сдерживания климатических изменений, но и для адаптации к уже случившимся», – соглашается директор АНО Центр содействия природоохранным инициативам «Экология» Ольга Ульянова.
При этом она отмечает, что от изменения климата страдают не только люди, но также животный и растительный мир. И очень остро встает проблема биоразнообразия: по данным Международного союза охраны природы, в настоящее время 44 000 видов животных находится на грани исчезновения, а на нашей планете все живые существа связаны, и если выпадают какие-то виды, то страдает вся система.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким, в свою очередь, обращает внимание на то, что в рамках глобальной климатической повестки все большее внимание ученых и общественности привлекают проблемы глобальной миграции и выбросы, к которым они приводят.
Национальные особенности
В российской экологической повестке есть своя специфика. По мнению экспертов, один из острых вопросов – утилизация отходов. Проблема переработки и загрязнение окружающей среды в настоящее время являются одними из самых серьезных, считает Аким. По оценкам, на одного жителя нашей страны ежегодно образуется до 400 кг твердых бытовых отходов (ТКО), а эффективные методы их утилизации и переработки практически отсутствуют. Существенное влияние на загрязнение водоемов оказывают также отходы жизнедеятельности человека и выбросы предприятий, поскольку устаревшие очистные сооружения зачастую не справляются со своими функциями из-за непригодного к использованию оборудования, добавляет эксперт.
«Для России сейчас одной из наиболее актуальных проблем является накопление мусора», – соглашается Ульянова. По ее словам, уже несколько лет длится мусорная реформа, но по факту мы все еще в начале пути, потому что планируемая инфраструктура по обращению с отходами либо в процессе строительства, либо вообще только в проекте. В некоторых регионах, например в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, проблемой становятся большие расстояния и маленькое количество живущих там людей – строить дорогостоящую инфраструктуру там невыгодно.
Еще один актуальный вопрос – вредные выбросы. «Снижение их объема – одно из ключевых направлений экологической повестки, – считает Ульянова. – Это и вредные выбросы в атмосферу от предприятий, и сточные воды. Процесс очень замедлился из-за введения санкций против нашей страны. К сожалению, не все технологии мы можем заменить на отечественные, приходится искать новые пути решения этой проблемы».
В России есть программа «Квотирование выбросов загрязняющих веществ», но она не очень эффективна, говорит Юлкин. С его точки зрения, решить проблему могло бы не столько квотирование, сколько применение наряду с ним иных инструментов – например, вывод вредных производств за пределы городов или запрет на использование устаревших неэффективных технологий. «У нас еще работают технологии, полученные по репарациям из Германии, – это никуда не годится. Должны быть современные если не зеленые, то хотя бы энерго- и ресурсосберегающие технологии», – считает эксперт.
Национальную цель России в сфере природосбережения обозначил президент Путин в своем указе – это «экологическое благополучие», рассказывают в Минприроды. В числе задач на период до 2036 г. – обработка 100% ТКО, вовлечение не менее 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья, поэтапное снижение в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ликвидация не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, снижение в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал. В перечень вошли также сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках.
Сейчас Минприроды ведет работу по формированию девяти федеральных проектов, которые войдут в обновленный национальный проект «Экология». За время работы нацпроекта (с 2019 г.) уже ликвидировано 208 объектов накопленного вреда (128 свалок и 80 объектов), 145 заброшенных скважин и 131 затонувшее судно. Построено 253 объекта обращения с ТКО. Расчищено почти 2000 км русел рек, возведено 116 км дамб.
Еще одна важная для России экологическая проблема, отмечают эксперты, – таяние вечной мерзлоты. По словам Акима, это создает новые угрозы для экологии и здоровья населения из-за возрождения «зомби-вирусов» (возбудителей болезней, которые были активны в прошлом, но теперь заморожены), повреждения фундаментов зданий и инфраструктуры, что может приводить к техногенным и экологическим катастрофам, изменения среды обитания, миграционных маршрутов и состояния экосистем в целом.
«На Таймыре несколько лет назад из-за таяния мерзлоты «ушла» свая из-под бака хранения дизтоплива, 20 000 т вылилось. Это была крупнейшая в мире экологическая катастрофа в Арктике. А по соседству Ямал, если там начнутся такие же процессы, то у нас вся европейская часть страны останется без света и тепла, поскольку ТЭЦ здесь работают на ямальском природном газе. Да и нефтедобыча в основном ведется в районах вечной мерзлоты», – описывает масштаб рисков Юлкин. По его мнению, эти риски недооценены, поскольку текущий ущерб пока не слишком велик, а опыта и хороших инструментов долгосрочного прогнозирования климатических изменений такого масштаба, как и связанных с ними последствий для экономики, явно недостаточно.
«Почти 70% площади России – территории, где есть вечная мерзлота. И, как ни для кого, для нас актуально таяние вечной мерзлоты, из-за которого страдает инфраструктура и происходят техногенные катастрофы. На нас лежит повышенная ответственность, поскольку большая часть Арктики, которая считается планетарной климатической кухней, находится на нашей территории», – заключает Ульянова.
Эволюция повестки
Говоря о том, как эволюционировали стоящие перед Россией экологические вызовы и точки приложения усилий для ответа на них государства, бизнеса и общественности, Ульянова отмечает, что самое главное изменение, которое произошло за последние 20 лет, – это то, что экологическая повестка стала неотъемлемой частью государственной политики и заняла там значимое место. «Поворотным моментом стал Год экологии, который был объявлен в 2017 г., а через год, в 2018 г., был запущен нацпроект «Экология», – рассказывает она. – Это многое изменило. Когда 10 лет назад на форуме «Экология» мы поднимали тему вторичной переработки отходов, на всю страну было сложно найти пять спикеров по этому направлению. Сегодня у нас есть государственная инициатива «Экономика замкнутого цикла», и постепенно формируется полноценная новая отрасль. Появилось четкое осознание, что ресурсы нужно беречь и при любой возможности использовать их многократно».
Также, по ее словам, гораздо больше внимания сейчас уделяется климату. Несмотря на то что до сих пор среди ученых идут споры о том, существует ли эта проблема и может ли на нее повлиять человек, у нас на государственном уровне она признается, принимаются планы адаптации к климатическим изменениям, принимаются меры по сдерживанию потепления и т. д. Кроме того, сейчас стоит серьезная задача по цифровизации природоохранной отрасли, это является приоритетом экологической повестки, и появились возможности делать это грамотно. Развиваются и зеленые финансовые инструменты, о которых еще 10 лет назад и речи не шло в России. Также большое внимание уделяется экопросвещению, пришло четкое понимание, что, чтобы реализовать реформы, необходимо прежде всего формировать экологическую культуру населения.