ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт Администрации и Думы
Пограничного муниципального округа Приморского края

МЕНЮ
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления охраной труда (далее – Положение) устанавливает:
 общие требования к разработке, внедрению и функционированию системы управления охраной труда у конкретного работодателя;
 единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;
 основные направления работы по охране труда в организации;
 распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда.
1.2. СУОТ организации разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности организации.
1.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления организацией и включает в себя следующие элементы:
 цели в области охраны труда, задачи и программы по достижению поставленных целей;
 планирование и организацию работ по охране труда;
 процедуры СУОТ;
 механизмы контроля функционирования СУОТ;
 анализ эффективности СУОТ со стороны работодателя.
1.4. Разработка, внедрение и функционирование СУОТ производится работодателем на основе локального нормативного акта.
1.5. Целью разработки и внедрения СУОТ является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
1.6. В Положении используются термины и определения в соответствии с ГОСТ Р 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения.

2. Нормативные ссылки
Трудовой Кодекс РФ
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья 
ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию 
ГОСТ Р 12.0.009-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению
ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда. Определение опасностей и оценка рисков 
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.

3. Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие термины:
Аудит: систематический внутренний документированный процесс, направленный на установление степени выполнения критериев аудита.
Вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Высокий риск: риск, требующий немедленного устранения, вплоть до приостановки работ, либо снижения до уровня умеренного или планирование и выполнение мероприятий по снижению и (или) исключению рисков в установленные сроки
Корректирующее действие: мероприятие, разработанное по результатам выявления причины несоответствия, и направленное на устранение этой причины.
Несоответствие: частичное или полное невыполнение требований.
Опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба. 
Опасный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда: система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Предупреждающее действие: мероприятие, направленное на предотвращение возникновения несоответствия.
Реестр опасностей: форма записи информации об идентифицированной опасности
Риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.
Система управления охраной труда: комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. 
Требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Умеренный риск: риск, который может быть уменьшен до практически обоснованно уровня путем реализации мероприятий по снижению и (или) исключению риска в установленные сроки.
Управление профессиональными рисками: комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Условия труда: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

4. Цели, задачи и программы в области охраны труда
4.1. Цели в области охраны труда оформлены в виде документа на определенный период времени и доведены до всех ответственных функциональных структур и уровней управления организацией.
4.2. Цели регулярно оцениваются на актуальность.
4.3. Для достижения целей в области охраны труда в организации сформированы конкретные задачи и программы. Разработанные программы документально оформлены и содержат информацию о сроках реализации, ответственном исполнителе, источниках финансирования и конкретном результате.

5. Планирование, разработка и внедрение СУОТ
5.1. В организации производится планирование деятельности по управлению охраной труда. Целью этапа планирования разработки и внедрения СУОТ является разработка мероприятий по управлению рисками и мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, а также определение ресурсов (финансовых и людских), необходимых и достаточных для реализации этих мероприятий.
Планирование в организации основано на результатах анализа исходной информации и проводится на уровне организации в целом и на уровне структурных подразделений. 
5.2. К исходной информации относятся следующие данные:
 требования действующих федеральных нормативных правовых актов, национальных и отраслевых стандартов, технических регламентов, программ по охране труда, а также требования других нормативных документов, соответствие которым организация взяла на себя;
 организационная структура, штатная численность, вид деятельности организации, данные о производственных процессах, оборудовании, сырье и материалах; 
 результаты специальной оценки условий труда;
 результаты измерений и мониторинга условий труда, включая данные производственного контроля;
 предписания органов государственного контроля и надзора;
 данные о подрядных организациях и посетителях;
 информацию о потенциально возможных аварийных ситуациях и готовности персонала к ним;
 результаты анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
 данные о планируемых изменениях внутри организации (применение новых технологических процессов и организации труда) и внешних изменениях (изменение национальных законов и иных нормативных правовых актов, развитие знаний о профессиональных рисках и охране труда, слияние или разделение компаний, новые данные о технологии);
 данные по обучению работников в области ораны труда;
 результаты оценки профессиональных рисков.
5.3. В организации сформирован и своевременно корректируется перечень (реестр) факторов, влияющих на безопасность труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. 
Реестр формируется на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее – Классификатор), и дополняется факторами, не вошедшими в Классификатор, но представляющими опасность для здоровья работников. 
Реестр факторов формируется исходя из уровня риска, где первостепенное внимание уделяется факторам, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на условия и охрану труда. Приоритетность умеренных и высоких рисков необходимо принимать во внимание при определении целей в области охраны труда. Организация постоянно актуализирует эту информацию.
5.4. В организации определены процессы и виды деятельности, связанные с наибольшим риском повреждения здоровья работников. 
Организация планирует осуществление этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
 установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от целей и задач в области охраны труда;
 выполнения установленных нормативных требований к процессам;
 установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях.
5.5. Результатом процесса планирования является составление плана мероприятий по внедрению СУОТ в организации. План включает в себя как минимум:
 перечень мероприятий, направленных на снижение профессионального риска, улучшение и оздоровление условий труда, а также на приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями;
 ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;
 срок реализации мероприятия;
 ответственного за реализацию мероприятия;
 источник финансирования мероприятия (с указанием мероприятий, реализуемых за счет средств Фонда социального страхования).
План формируется из расчета предусмотренного трудовым законодательством размера расходов на охрану труда (не менее 0,2% стоимости произведенного товара и/или услуг), а также с учетом мероприятий, указанных в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее – Типовой перечень). 
5.6. Сформированный на этапе планирования План мероприятий по улучшению и оздоровлению охраны труда периодически пересматривается. 
В процессе пересмотра Плана учитываются:
 изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования); 
 изменения оказываемых услуг или условий функционирования;
 изменения нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (правила и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда, санитарно-гигиенические нормы и правила и т.п.);
 результаты оценки условий труда, включая результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

6. Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ
6.1. Распределение ответственности.
Для обеспечения эффективного функционирования СУОТ в организации распределены обязанности и ответственность как за элементы и процессы системы, так и за отдельные мероприятия Плана.
6.1.1. Обязанности руководителя организации.
Ответственность за обеспечение охраны труда в организации несет руководитель организации. Он организует работу, направленную на сохранение жизни и здоровья работников и обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, а также выделяет необходимые для функционирования СУОТ ресурсы. Обязанности руководителя организации в области охраны труда установлены в Статье 212 ТК РФ.
Работодатель организует распределение ответственности за вопросы охраны руда на всех уровнях управления организацией и во всех структурных подразделениях, включая вспомогательные службы (кадровую, финансовую, административно-хозяйственную и т.п.). 
6.1.2. Обязанности работников организации установлены Статьей 214 ТК РФ.
Обязанности работников в области охраны труда прописаны в их должностных инструкциях.
6.1.3. Специалист по охране труда (Служба охраны труда)
6.1.3.1. Руководитель организует деятельность службы охраны труда, устанавливает структуру и численность ее работников в соответствии с требованиями Статьи 217 ТК РФ и нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6.1.3.2. Должностные обязанности руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда прописаны в Квалификационных характеристиках должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда.
6.1.3.3. Обязанности в области охраны труда прописаны в должностной инструкции руководителя службы охраны труда, специалиста по охране труда или работника, назначенного ответственным за вопросы охраны труда.
6.1.4. Комитеты (комиссии) и уполномоченные по охране труда. 
С целью обеспечения активного участия работников в процессе управления охраной труда, по инициативе работников или работодателя может быть сформирован Комитет или Комиссия по охране труда, а также избран уполномоченный по охране труда профсоюзной организации. 
Работа Комитета (Комиссии) по охране труда и (или) уполномоченного по охране труда организуется в соответствии с требованиями Статей 218 и 370 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 
6.2. Обучение, квалификация и компетентность персонала
6.2.1. Для достижения наибольшей эффективности внедрения и функционирования СУОТ руководитель организации обеспечивает непрерывное обучение по охране труда, включая специальную подготовку и повышение квалификации всего персонала. 
Работники организации проходят обучение с учетом специфики выполняемых работ, имеют соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения своих функций.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими нормативными требованиями.
6.3. Процедура внутреннего обмена информацией
6.3.1. Обеспечение сбора, обработки, передачи, обмена и использования информации по охране труда, а также своевременное внесение необходимых изменений (актуализация) позволяет проводить анализ этой информации и принимать решения по улучшению охраны труда в организации.
6.3.2. В организации разработана и документально оформлена процедура обмена информацией по охране труда между структурными подразделениями. 
Процедура содержит описание как минимум следующих элементов обмена информацией:
- порядок согласования и пересмотра локальных нормативных актов по охране труда, соответствующий требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- порядок рассмотрения обращений работников и поступающих от них предложений по улучшению условий труда и совершенствованию СУОТ;
- порядок формирования, размещения и постоянной актуализации информационных материалов (наглядных пособий, плакатов, стендов, документов по охране труда) на территории организации, включая требования к обеспечению достаточности таких материалов, доступности мест их размещения, сроков актуализации и лиц, ответственных за информационные материалы внутри структурных подразделений организации.
6.4. Управление документами СУОТ
6.4.1 Разработка, внедрение и обеспечение эффективного функционирования СУОТ включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры.
6.4.2. Документы СУОТ допускается разрабатывать в виде стандартов организации, руководства или других видов документов (приложения к распорядительному документу организации). Комплект документов СУОТ является минимальным, но достаточным для обеспечения функционирования СУОТ. 
Перечень документов СУОТ содержится в Приложении 1 к настоящему Положению. 
6.4.3. Документация системы управления охраной труда:
 периодически анализируется и, при необходимости, своевременно корректируется;
 доступна для работников, которых она касается и кому предназначена.
6.4.6. Копии всех документов СУОТ учитываются и располагаются в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.
6.4.7. В процессе управления документами СУОТ установлены лица, ответственные за документы СУОТ на всех уровнях управления организацией, а также сроки пересмотра документов, порядок разработки, согласования и утверждения документов.
6.5. Управление записями СУОТ.
6.5.1. Записи СУОТ – это особый вид документов, которые не подлежат пересмотру, актуализации и обновлению. В записи запрещается вносить изменения и правки.
Перечень записей СУОТ содержится в Приложении 2 к настоящему Положению.
6.5.2. Процесс управления записями включает в себя как минимум:
 процедуру идентификации записей;
 определение лиц, ответственных за хранение записей на всех уровнях управления;
 определение мест и сроков хранения записей по видам записей с учетом требований государственных нормативных требований (если применимо). 
6.5.3. Работники имеют право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
6.6. Обеспечение выполнения безопасных подрядных работ (где применимо)
Для обеспечения охраны труда в организации выбираются квалифицированные подрядчики, способные предоставлять безопасные услуги.
Работодатель обязан требовать от представителей подрядных организаций соблюдения требований охраны труда на территории организации в течение всего срока выполнения порученных подрядчику работ.
6.7. Обеспечение снабжения безопасной продукцией (где применимо).
Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика, включая требования охраны руда.

7. Управление рисками
7.1. В организации разработаны, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры оценки и управления рисками с целью разработки мер по их снижению, а также процедуры оценки эффективности разработанных мер по управлению рисками.
7.2. Процесс управления рисками включает в себя:
 идентификацию опасностей;
 формирование реестра опасностей;
 оценку рисков;
 формирование мероприятий по устранению или снижению уровня риска в зависимости от установленного по каждому риску приоритета.
7.3. Первый этап идентификации опасностей проводится в рамках специальной оценки условий труда. В процессе проведения специальной оценки условий труда эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, проводит идентификацию вредных факторов, перечисленных в Классификаторе. Отнесение к классам условий труда по результатам специальной оценки условий труда приравнивается к оценке риска идентифицированных опасностей: чем выше класс вредности, тем выше риск работника получить профессиональное заболевание.
7.4. Вторым этапом идентификации опасностей является формирование перечня опасностей, не вошедших в Классификатор, но представляющих угрозу жизни и здоровья работников. 
7.5. Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, анализируются, оцениваются и упорядочиваются по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом рассматриваются как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями.
7.6. Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.
7.6.1. Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования также определяют опасности и оценивают риски на рабочих местах. Такую оценку проводят с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда (при наличии).
7.6.2. Риски, которые признали высокими, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.
7.7. Методы оценки рисков в организации соответствуют характеру деятельности организации, ее размерам и сложности выполняемых операций. 
Организация в праве не ограничиваться одним методом, использовать разные методы оценки риска для разных процессов и операций. 
7.8. Все оцененные риски подлежат управлению, с учетом установленных приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
 исключение опасной работы (процедуры), например, за счет замены человеческого труда автоматизированными процессами;
 замену опасной работы (процедуры), например, за счет смены используемого сырья на более безопасное для здоровья;
 инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей, например, за счет установления барьерных ограждений или нанесения сигнальной разметки;
 административные методы ограничения воздействия опасностей, например, при помощи проведения дополнительного обучения безопасным прием и методам работ;
 средства коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении работ с высоким уровнем риска даются письменные разрешения на проведение таких работ.
7.8.1. По результатам оценки рисков составляется План мероприятий по снижению и устранению оцененных рисков. По каждому из мероприятий Плана должны быть назначенные ответственные за реализацию мероприятий, указаны сроки и источники финансирования, а также указаны результаты, ожидаемые от реализации мероприятия.
7.9. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты.
7.9.1. В случае, если по результатам оценки рисков представляется невозможным устранить источник опасности или заменить производственных процесс на более безопасный, работодатель за счет собственных средств обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты должны быть адекватны выявленным вредным и опасным факторам.
Работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с государственными нормативными требованиями и правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7.10. Подготовленность к аварийным ситуациям
7.10.1 В организации разработаны и внедрены планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.
Для разработки мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий определяют возможный характер аварийных ситуаций, предусмотрены предотвращение или снижение связанных с ними рисков. 
Эти мероприятия своевременно корректируют, при необходимости, вносят изменения. Мероприятия разработаны в соответствии с видом, характером и масштабом деятельности организации.

Эти мероприятия:
 гарантируют при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех людей в рабочей зоне;
 гарантируют предоставление при возникновении аварийной ситуации информации соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам, обеспечивать надежную связь с ними;
 предусматривают оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;
 гарантируют предоставление соответствующей информации всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.
7.10.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими компетентными органами,
7.10.3. Организация анализирует и корректирует (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также периодически проверяет практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

8. Мониторинг и контроль результативности СУОТ
8.1. Организация установила и своевременно корректирует методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда государственным нормативным требованиям.
8.2. В зависимости от целей оценки функционирования СУОТ выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
Выполняемые процедуры контроля и оценка СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки, оценки эффективности и в случае необходимости корректировки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.
8.3. В соответствии со спецификой экономической деятельности, в организации применяют следующие виды контроля:
 текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
 постоянный контроль состояния производственной среды;
 многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
 реагирующий контроль;
 внутреннюю проверку (аудит) системы управления.
Каждый из видов контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
8.4. Контроль обеспечивает:
 обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
 информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
 основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.
8.5. Методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда, требованиям СУОТ периодически оцениваются на актуальность и при необходимости корректируются.
8.6. Наблюдение за состоянием здоровья работников
8.6.1. Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
8.6.2. Наблюдение за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса, а также в соответствии с Порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
8.6.3. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников включают в себя медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
8.6.4. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
8.7. Текущий контроль
Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
8.8. Постоянный контроль состояния условий труда
Постоянный контроль состояния условий труда предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. 
Постоянный контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
8.9. Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте (где применимо).
Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля. Порядок организации и проведения многоступенчатого контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями, как отраслевыми, так и межотраслевыми.
8.10. Аудит функционирования СУОТ
В организации разработан и своевременно корректируется план и методы проведения аудита системы управления охраной труда в соответствии с действующими нормативными требованиями.
8.11. Реагирующий контроль
Реагирующий контроль необходим в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
Реагирующий контроль также осуществляется при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

9. Несоответствия, корректирующие и предупредительные действия
9.1. В организации установлены и своевременно корректируются методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению корректирующих и предупреждающих действий. 
Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, оценивается на соразмерность выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
9.2. Корректирующие действия
Корректирующие действия заключаются в выявлении и устранении причин выявленных (проявившихся) несоответствий.
Предписания государственных органов по надзору (контролю), таких как Государственные инспекции труда, органы Роспотребнадзора и др., рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований.
9.3. Предупреждающие действия
Предупреждающие действия направлены на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 
Предупреждающие действия в том числе включают в себя ознакомление работников с результатами расследования случаев производственного травматизма, а также реализацию мероприятий, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, за счет средств Фонда социального страхования.
9.4. Корректирующие и предупреждающие действия осуществляются в следующем порядке приоритетности:
 устранение опасности и (или) риска в их источнике;
 ограничение опасности и (или) риски в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
 минимизация опасности и (или) риска путем применения безопасных производственных систем, а также меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
 в случае невозможности ограничения опасностей и (или) рисков средствами коллективной защиты или организационными мерами - предоставление соответствующих средств индивидуальной защиты и принятие мер по обеспечению их применения и обязательному техническому обслуживанию.
9.5. Расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве
Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлено на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда, процесс расследования документально оформлено.
Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний организован в соответствии с требованиями статей 229-231 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9.6. Устранение выявленных несоответствий планируется в процессе проверки эффективности СУОТ, контроля и оценки ее результативности, а также оценки результатов анализа руководством эффективности функционирования системы управления охраной труда. Для этого разрабатываются мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий. 
Требуемые мероприятия включают в себя как минимум:
 определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании СУОТ;
 планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;
 мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.
9.7. Если оценка системы управления охраной труда или иная достоверная информация демонстрируют, что предупреждающие и корректирующие действия по оптимизации рисков, опасных и вредных производственных факторов неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены другие, более действенные предупредительные и регулирующие меры.

10. Анализ эффективности СУОТ работодателем
10.1. Анализ эффективности СУОТ руководителем организации заключается в оценке целей и задач организации в области охраны труда на актуальность, эффективности мероприятий по улучшению условий труда, корректирующих действий, а также эффективности использования и достаточности выделенных на функционирование СУОТ ресурсов.
Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда руководителем организации определены в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности СУОТ проводится в конце финансового года с тем, чтобы предусмотреть на следующий финансовый год необходимые для функционирования СУОТ ресурсы с учетом результатом проведенного анализа.
10.2. Входные данные для анализа со стороны руководства включают в себя как минимум:
 результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять;
 соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
 показатели работы организации в области охраны труда;
 результаты расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий;
 результаты предыдущих анализов со стороны руководства;
 меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда;
 рекомендации по улучшению.
10.3. При анализе эффективности СУОТ руководитель организации оценивает:
 способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
 необходимость изменения системы управления охраной труда, включая цели и задачи по охране труда;
 необходимые действия для своевременного устранения несоответствий в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;
 степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;
 эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности системы управления охраной труда.
10.4. Результаты анализа со стороны руководства включают решения и действия, связанные с возможными изменениями в целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.
Результаты анализа эффективности СУОТ документально оформляются в виде организационно-распорядительного документа.

11. Действия по совершенствованию
Обеспечение непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в целом и ее элементов достигается разработкой и реализацией мероприятий по совершенствованию СУОТ. 
Эти мероприятия разработаны по результатам анализа СУОТ со стороны руководства, предложений работников организации, анализа передового опыта других организаций, а также в соответствии с требованиями российских и международных стандартом и программ.

Приложение 1 (рекомендуемое) Примерный перечень документации СУОТ

1. Цели и задачи организации в области охраны труда.
2. Действующие в организации программы по охране труда.
3. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда.
4. Распределение ключевых обязанностей по охране труда и по обеспечению функционирования СУОТ.
5. Перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению.
6. Положения, процедуры, программы обучения и инструктажей, методики, инструкции по охране труда и другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ.
7. Организационно-распорядительные документы организации за подписью руководителя, касающиеся разработки, внедрения и функционирования СУОТ (приказы и распоряжения по внедрению СУОТ, результатам анализа СУОТ со стороны руководства, проведению внутренних аудитов и т.п.).


Приложение 2 (рекомендуемое) Примерный перечень записей СУОТ

1. Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
2. Журналы, в которых ведутся:
- регистрация вводных инструктажей по охране труда,
- регистрация первичных, периодических, целевых и внеплановых инструктажей на рабочем месте,
- регистрация инструктажей по охране труда для подрядных организаций и других лиц, находящихся на территории работодателя;
- учет инструкций по охране труда для работников,
- учет выдачи инструкций по охране труда работникам,
- регистрации несчастных случаев на производстве, а также
- другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда;
3. Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
4. Заключения о прохождении работниками предварительных, периодических и других медицинских осмотров (обследований).
5. Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
6. Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
7. Результаты специальной оценки условий труда.
8. Результаты текущего, реагирующего контроля
9. Результаты аудита СУОТ
10. Результаты анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

© 2024 Официальный сайт Администрации и Думы Пограничного муниципального округа Приморского края
Design by Sever-IT
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания.Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с Политика конфиденциальности сайта.